Вариации для фортепиано

22 декабря 2014

Я тут участвую в любительском композиторском конкурсе Рутрекера. Вот ссылка на раздачу. Это моё первое участие в композиторском конкурсе (если не считать одну довольно бестолковую попытку). Своё конкурсное произведение Вариации для фортепиано я написал в 2006 году.

К сожалению, нот, готовых к публикации, нет, но зато теперь есть аудиозапись. Ноты опубликованы.

Вариации для фортепиано

Вариации написаны во вполне традиционной манере. За оригинальной темой следуют восемь вариаций и реприза темы в качестве коды. Основная тональность — ми минор. Тема представляет собой что-то вроде ноктюрна и имеет структуру AABA. Эти разделы содержат мотивы, из которых и строится всё произведение, плюс в конце есть небольшой мотив коды. В целом, мотивы не изменяются слишком сильно, так как при сочинении мне хотелось создать как можно более связанный цикл.

Первая вариация [1:55] вносит больше таинственности, аккомпанемент теперь представляет пассажи с хроматизмами, звучание которых сливается и образует сплошную массу звука.

Вторая вариация [3:26] повторяет структуру и гармонию темы в сжатом, трёхдольном и более динамичном изложении. Ускоряясь, она переходит в следующую [4:08], фактура которой — быстрые чередования аккордов в обеих руках с большой скоростью. Размер снова трёхдольный, тональность — ми мажор.

Четвёртая вариация [5:18] имеет структуру AAB. В медленном темпе проводится мотив из A в разных голосах. В конце второго проведения A цитируется такт из первой вариации [6:24]. В эпизоде B [6:31] обыгрывается один из его мотивов на фоне чередующихся нон.

Быстрая пятая вариация [7:22] в неродственной тональности (соль диез минор) в большей степени отходит от темы, чем предыдущие. Это первое скерцо в цикле: её фактура — распределённые между руками пассажи в быстром темпе, прерываемые форшлагами, в двух- и трёхдольном размерах. Структура та же — AABA.

В шестой вариации [8:21] темп почти такой же, как и в предыдущей, но краски становятся прозрачнее. Первое A в ре мажоре, второе — в ре бемоль мажоре, эпизод B развёрнут, а в середине [9:12] буквально один такт начала темы создаёт ложную репризу. Последнее проведение A приводит к кульминации.

Седьмая вариация [10:05] представляет собой каденцию на мотивы из A и B. Напряжённость пассажей смягчается, и на фоне такого «просветления» появляется новый мотив [11:14], который в коде поможет «разрешить» тему. Когда всё успокаивается, появляется тема коды в увеличенном изложении [12:11], которая постепенно расширяется и достигает динамической кульминации.

Кульминации внезапно обрывается и начинается восьмая вариация [13:49] — второе скерцо цикла. Эта короткая вариация заканчивается в соль бемоль мажоре — тональности, очень далёкой от исходной; при утверждении тоники происходит «разрешение в атональность» [14:40], за чем следует вторая небольшая каденция [14:49].

В коде [15:04] повторяется тема в своём первоначальном виде, но в эпизод B неожиданно вклинивается мотив из седьмой вариации [15:59], что постепенно снимает тревожность, успокаивает и последнее A [16:47] проводится в ми мажоре, а не миноре.

Вот такие пироги

При записи я немного жульничал. Сыграл некоторые фрагменты в медленном темпе, потом ускорял. Записывал на на цифровом фортепиано. В результате запись вышла не очень ровной, например, первая и третья вариации сыграны недостаточно быстро. Из-за этого форма немного расползлась. Некоторые моменты не прозвучали достаточно хорошо из-за особенностей цифрового пианино.

От самого конкурса я не жду объективной оценки, всё-таки голосуют совсем разные люди, некоторым нравятся профессиональные вещи, другим больше то, что звучит попроще и по-мелодичнее. В любом случае, я получил хороший фидбек от тех людей, кто написал развёрнутые комментарии.