Фортепианные мосты 2015/2016

21 сентября 2016

Принимал участие в конкурсе пианистов-любителей уже два раза: в 2015 дошёл до финала и занял 4е место, а в 2016, к сожалению, не вышел во второй. Однозначно, понравилось!

По сути, к моменту начала подготовки я не занимался игрой на фортепиано уже около десяти лет или больше. Нет, конечно, я играл, музицировал, читал с листа, но это не были занятия. Я не разучивал пьесы целенаправлено, а проходил только первую фазу разбора. Когда узнал про конкурс для любителей, образовался, что наконец-то появился повод разучить любимые произведения. Процесс разучивания кардинально отличается от музицирования. Совсем другие задачи — развитие техники, психологии исполнения; акцент на преодолении трудностей и упорстве.

К первому выступлению (до него не выходил на сцену один около десяти лет) готовился около восьми месяцев. Выбрал два произведения, которые разучивал как-то давно, но не доводил до сцены — прелюдию из Гробницы Куперена Равеля и Смерть Изольды Вагнера-Листа. Ещё взял 12й этюд Скрябина из 8го сочинения и Трагическую сонату Метнера — их давно хотелось выучить, хотя они и очень сложные. К этому взял Май и Август из Времён года Чайковского, по случаю его юбилея, и рондо из сонаты Моцарта (kv 333). Программа получилась разнообразной (думаю, это было важно для конкурса). Выходы на сцену были слишком волнительны, не помню, чтобы я испытывал такой стресс во времена музыкальной школы и выступлений на сцене института. В музыкальном плане всё было не так печально, как в техническом. В конечном счёте результат (четвёртое место) меня приятно удивил, учитывая время на подготовку и качество выступлений.

Огранизация конкурса была отличной: выступления проходили в хорошем большом зале, для иногородних были выделены кабинеты в музыкальных школах для занятий, проходили мастерклассы, была культурная программа. Весь процесс занял неделю так, что нашлось даже время погулять по Питеру.

К следующему конкурсу 2016 года я готовился около шести месяцев вместе с преподавателем (это заслуживает отдельной истории). Основная идея заключалась в том, чтобы выбрать вещи посложнее для роста техники. Программа состояла из 2 и 12 этюдов Шопена из 10 сочинения, этюда № 9 из 8го сочинения Скрябина, этюда Сложные арпеджио Дебюсси и Первой сонаты Хиндемита. Программа получилась неконтрастной, точнее, неконтрасной в подпрограмме первого тура (этюды), и вместе с ошибками, думаю, это послужило причиной непрохождения во второй тур. Но даже такая неудача позволила сделать выводы, а процесс подготовки принёс пользу.

PS Однозначно рекомендую всем любителям. Даже если у вас нет цели победить, участие и подготовка принесут большую пользу.