Цитаты из книги С. Е. Фейнберга «Пианизм как искусство»

17 ноября 2015

Не могу не поделиться некоторыми цитатами этой книги.

Образная характеристика музыки Вагнера:

Музыкальные построения Вагнера напоминают величественные глыбы здания, разбросанные вихрем смысловых категорий невероятной творческой мощности.

О вариациях:

Если измерять время темпом развития сюжета, то можно сказать, что в промежутка между вариациями проходит больше времени, чем в течение самой музыки.

Про сонатную форму:

В рассказе соотношение различных партий экспозиции могло бы быть передано формулой: «в то время как...», подчеркивающей одновременность событий.

Про разучивание:

Почему многие пианисты, разучивающие быстрые пьесы и этюды в неестественно медленном темпе, «выколачивая» каждый звук, не займутся лучше другими сочинениями, где медленное движение соответствует характеру музыки и замыслу автора? Ведь медленной игре нужно учиться на медленных пьесах, а изучение подвижных темпов требует соответствующих приемов, основанных на быстрых движениях.

Уметь илрать на фортепиано без педали — существенная и важная предпосылка хорошей педализации.

Тонкости педализации:

При заранее нажатой педали аккорд будет звучать наиболее мягко, при этом призвуки (резонирующих струн появляются одновременно со взятием аккорда. Несколько запаздывающая педаль имеет преимущество небольшого усиления и обогащения звучности. Такая педаль динамичнее: она выгодно нарушает статику фортепианного звукоизвлечения. Остается еще выбор времени, когда берется педаль: сейчас же после движения пальцев или с большим опозданием.

Интересная мысль о музыке Скрябина:

Скрябинская мелодия поднимается и падает, не задевая твердых устоев и синкопированных упоров. Звуки, попавшие на слабое время, замирают и исчезают, не ощущая следующих за ними опор сильного времени. Звуковые образы Скрябина проникают сквозь тактовую черту, как призраки, не задевающие твердых предметов.

О жанре концерта:

В фортепианном концерте мир окрестровых звучаний находится вне пределов сольной партии рояля. Оркестр трансцендентен по отношению к замкнутому миру фортепиано. Симфоническое развитие концерта, противопоставленное фортепианной партии, раскрывается как безграничная даль, о которой средневековый философ сказал бы, что здесь солист соприкасается с макрокосмом.

О нотном тексте и интерпретациях:

Если рассматривать нотную систему как приблизительную, то отсюда следует сделать вывод, что и для автора его ритмическая запись служит только родом мнемоники, облегчающим запоминание реального продвижения звуков во времени. При таком взгляде исчезает основной художественный образ произведения, закрепленный в нотах. Ведь при каждом критическом замечании, отмечающем отклонение от метра или произвольно недодержанный или передержанный звук, исполнитель может сослаться на 'так называемое tempo rubato. Каждый артист оставляет себе право на свободную ритмическую интерпретацию произведения.

Метроритмическую обусловленность можно формулировать так: интерпретация ритма не может быть верной, если в своем отклонении от нотного текста она превышает меру, возможную для данной записи, иначе говоря, если ритм исполнителя может быть записан другими нотными знаками.

Можно согласиться с замечанием Иосифа Гофмана: «Я берусь доказать каждому пианисту, что он играет не больше того, что написано в нотах, но меньше».

О концертной практике:

Неизбежное в наши дни тщательное заучивание произведения наизусть и игра без нот лишают исполнителя возможности импровизационно менять привычный план интерпретации. Он невольно принужден строго следовать по предназначенному пути исполнительского замысла. В противном случае (примите еще во внимание силу эстрадного волнения) он рискует потерять руководящую нить и нарушить непрерывность звуковых образов, необходимую для памяти.

О слушателе:

Слушатель находит в музыке ответ только в меру своих духовных запросов. Самый чистый источник может напоить только жаждущего. Сила музыкального воздействия разделена между исполнителем и слушателем и зависит — в одинаковой степени — от обоих участников творческого акта.