Клавир-фантазия

26 декабря 2016

Клавир-фантазия — фортепианная пьеса в духе барочной фантазии. Она напоминает сюиту из трёх полноценных и нескольких проходных фрагментов, слепленных вместе. Вот так она звучит:

А вот так выглядят ноты:

Ноты

Фантазия открывается быстрой моторной прелюдией в тональности си мажор, в которой модуляции носят характер постепенных отклонений. Триольные гаммаобразные пассажи чередуются с «окнами», в которых продолжает звучать гармония (всё то, что удержала педаль):

В коротком эпизоде хоральный нижный и верхний голоса устраивают перекличку:

Прелюдия заканчивается си мажорным восходящим пассажем:

Пассаж упирается в атональные тремоло, которые подготавливают каденцию:

В свободной каденции можно заметить следы тремоло из предыдущего эпизода, а также следы темы последующей фуги:

Каденция плавно переходит в фугу. Это трёхголосная фуга с удержанным противосложением. Вот её тема:

Можно увидеть, что тему украшают резкие аккорды в разных регистрах. Противосложение состоит из двух мотивов — синкопированного или восходящего по терциям. Вот так проводятся темы других голосов:

Разработка фуги отделена кратким соло баса:

Дальше фуга состоит из проведений темы (также инвертированной или увеличенной) и противосложений:

Тут нет коды или репризы. Развитие подводит к стреттному проведению фуги от нижнего голоса к верхнему, которое заканчивается аккордом. На фоне этого аккорда возникает вторая каденция:

Следующий эпизод представляет собой медленный хорал, а в качестве «отбивки» используется мотив из темы фуги:

Следующий продолжительный эпизод — пассакалья в форме канона на тему этого хорала. Тема (верхний голос у хорала) проводится в трёх голосах в интервале большой сексты со смещением в две четверти. Тема как раз занимает пять тактов по пять четвертей. За ней следуют пять вариаций: две в движении восьмыми и три в движении шестнадцатыми (с пунктирами и удержаниями, с плавным движением и с ломаным движением соответственно):

В коде-кульминации пассакальи в басу начинает проводиться её тема и к своему окончанию поднимается в верхний голос. В верхних голосах проводится тема фуги в сглаженном движении. Эпизод заканчивается светлыми высокими аккордами:

Фантазия завершается торжественным проведением хорала в высоком регистре: