Канон для оркестра

18 апреля 2017

Опубликовал новое сочинение:

Это оркестровый канон, сочинение в большей степени полифоническое. Пьеса состоит из собственно канона и предваряющих его прелюдии с фугой. В плане формы развёрнутое «вступление» уравновешивает размеренный и строгий канон своим тревожным и вихревым (фуга) характером.

Прелюдия и фуга строятся на мотивах из темы канона. В прелюдии чередуются быстрые и медленные фрагменты, но значимого развития нет, а бас почти всегда выдержан на си, то есть гармония тоже статична. Тема фуги экспонируется в одиннадцати голосах, как правило соответствующих группам инструментов. Так как её роль связующая, яркой репризы или какого-то более сложного развития нет; она заканчивается кульминацией в мажоре. После кульминации следует небольшой эпизод, подготавливающий канон — своеобразная перекличка литавр и контрабасов.

Сам канон всего лишь трёхголосный, но в оркестровке каждый голос излагается не только в унисон, но и в октаву, другие интервалы вроде терций или тритонов, даже аккордами. Иногда добавляются небольшие подголоски. Наконец, в самой теме заложено от одного до трёх голосов. Продолжительность темы — 45 тактов, это чуть меньше двух минут. Первый раз она проводится у деревянных духовых инструментов (в первом голосе), следующий раз у струнных (во втором), дальше у медных духовых (в третьем), но эти проведения не привязаны жёстко и часто могут перемещаться из одной группы в другую. Или иногда разные голоса просто распределены по разным регистрам.

На протяжении всех шести проведений динамика сохраняется приблизительно на одном уровне, это подчёркивает немного отстранённый характер канона. Только в самом конце повторяется кульминационный эпизод из фуги, образуя «рамку». Канон завершается лейтмотивом из прелюдии и фуги.