О нотной записи сочинений

3 декабря 2015

Недавно была опубликована тема на форуме классической музыки, в которой композитор представил свои композиции алеаторного склада. Это побудило написать небольшую заметку.

Музыка, которой нет, неизвестная музыка, случайная музыка — такие ассоциации вызывает метод сочинения, отдающий исполнителю право распоряжаться нотным материалом по своему усмотрению. И заставляет задуматься о сути процесса композиции.

Язык нот достаточно сложный (кстати, он уже содержит в себе неплохой заряд неопределённости). Пользуясь им, автор формулирует свою мысль, которая может быть и не на уровне понятий, но хотя бы на уровне ощущений, эмоций. А теперь вопрос: какую мысль может дать запись, предписывающая играть как придёт в голову? В записи музыкального произведения и кроется суть произведения. Композитор пишет не звук, а ноты. И это более ценно, чем конечный продукт музицирования.

Суть же импровизации в исполнительском мастерстве, а не в донесении музыкальной мысли. Импровизации раскрашивает и воплощает мысль, а не заменяет её. Сам принцип свободной интерпретации при умеренном использовании выглядит вполне оправдвно в двух случаях (больше не насчитал). Первый — создание эффектов, таких как беспорядочность или шум. Второе — разнообразие гармонической функции, которое так привычно для барокко (цифрованный бас) или песен (Am Em и иже с ними).