Адажио для оркестра

29 июня 2017

Опубликовал одно из самых важных для меня сочинений. Адажио для оркестра начало формироваться около 2011 года, но работа над ним постоянно прерывалась. За два ранних подхода появился начальный раздел, а также темы средней части. Дальше нужно было переварить их, чтобы они сами образовали форму, которая носит характер сонатной (или трёхчастной, но с двумя партиями). Об этом чуть позже.

Вот так звучит эта пьеса в искуственной озвучке:

Адажио имеет несколько разделов — экспозицию, разработку в двух частях и развёрнутую репризу.

Экспозиция

Форма экспозиции трёхчастная, она почти лишена конфликтов, средний эпизод лишь оттеняет утвеждаемый крайними частями образ. Произведение начинается у низких струнных и трелей у деревянных духовых. Первые такты (перетекание соль диеза в ля у струнных) создают эффект настраивающегося / разыгрывающегося оркестра. У альтов и вторых скрипок (позже к ним присоединяется валторна) появляются зачатки дальнейших тем.

В районе 23го такта у флейты проскакивает мотив, который позже будет наполнять разработку и ещё позже превратится в тему, замыкающую развитие образов.

Наконец у первых скрипок появляется одна из главных тем (цифра 4), которая носит светлый безмятежный характер. Она продолжается 4 такта и сразу же переходит в ещё одну тему у струнных, которая дополняет этот образ.

После небольшой интерлюдии с трелями, эта вторая тема ещё раз проходит у струнных и деревянных духовых в высоком регистре (цифра 6).

С цифры 7 начинается средний эпизод. Вступает валторна и контрапунктом фагот, к ним присоединяются другая валторна, кларнеты. Дальше следует восхождение из низкого регистра в высокий у струнных (цифра 8). Оно сопровождается небольшим соло кларнета, а также протяжными аккордами у валторн, позже у валторн и тромбонов.

Кульминацией этого восхождения является реприза главной. На этот раз ведут деревянные духовые, а скрипки выполняют роль гармонического сопровождения. После проведения первой главной темы следует симметричный динамический спад.

С цифры 10 на фоне выдержанного баса у виолончелей и контрабассов три струнных (соло) повторяют вторую главную тему. Экспозиция завершается тихим аккордом.

Разработка. Первая часть

Начало разработки отмечено сменой движения на Adagio con espressione. Сольные деревянные духовые обмениваются репликами на основе небольшого мотива (первая побочная тема). Последовательность фраз обрывается аккордом с репетицией, дополненных пассажем пиццикато струнных. Это повторяется несколько раз. Позже добавляются труба и арфа.

Образ этой музыки отличается от экспозиции. Исчезает ярко выраженная тональность. Повествование относительно неспокойное, суетливое; идёт в различных направлениях, то вверх, то вниз. Умиротворение сменяется поисками.

Развиваясь, образ приходит ко второй побочной теме (Adagio imperioso). Звучат только первые три её ноты, затем возвращается суета переклички мотивов. Снова движение приводит ко второй побочной, которая звучит уже полностью на фортиссимо у деревянных духовых.

Партии деревянных духовых обрываются и начинается следующий раздел. Пассажи у струнных пиццикато, беспокойные реплики соло виолончели, мрачная мелодия у низких струнных тремоло, подкреплённых низкими деревянными духовыми, создают тёмный тревожный образ, куда привело движение от светлой главной партии. Важным элементом этого «дна» является соло арфы с её нейтрально-безучастными аккордами.

Импульсивная разработка заканчивается кульминацией: на фоне ноты до гобоя аккорды струнных тремоло успокаивают и возвращают в область переживания от первого лица.

Разработка. Вторая часть

Следующая часть представляется собой переживание предыдущей. Появляется новая тема (Adagio doloroso) — печальное соло гобоя на фоне струнных. К гобою присоединяются флейты, тема светлеет.

Начиная с 17 цифры развитию темы помогает ускорение внутреннего движения. Добавляется мотив, повторяемый у кларнета, фагота, гобоя. С 18 цифры два кларнета и виолончель играют этот мотив каноном на фоне тремоло струнных.

Появляется арфа с секундными пассажами в разных регистрах. Это внезапный тревожный мотив приостанавливает развитие, подготавливая новый образ.

Новая тема (Adagio dolce) представляет собой сильно изменённую первую побочную тему. Тот немелодичный маленький мотив становится протяжной радостной темой. На фоне аккордов у деревянных духовых тему исполняют скрипки, затем им отвечают валторны. в

Это повторяется два раза Второй раз динамика сильнее, партия духовых дополнена арпеджио, а до этого ведущие скрипки поддерживаются двумя дополнительными группами.

Движение к кульминации прерывает ещё один эпизод с солирующими гобоями (цифра 22).

Снова появляется вторая побочная тема, на этот раз у медных духовых. С помощью мотива первой побочной у деревянных, а также пассажей, подготавливается кульминация разработки.

В кульминации повторяется первая главная тема всем оркестром, мелодию ведут скрипки.

Развитие приводит к двум быстрым аккордам, предваряющим репризу.

Реприза

Музыка начала экспозиции даётся в сжатом во времени виде. На фоне тремоло и тем, ставших пассажами у деревянных духовых, излагается торжественная страшная тема у труб и арфы.

И снова проводится первая главная тема, как это происходило в экспозиции. Она достигает кульминации и прерывается после аккорда тутти на фортиссимо.

После этого наступает тишина с тихими всплесками низких струнных тремоло и флейты. Арфа снова выступает в роли безразличного комментатора.

С 27 цифры у флейьы возвращается тема, прервавшая в разработки светлую преображённую первую побочную. Она приводит, как и тогда, ко второй побочной, но здесь после двух громких первых аккордов наступает спад.

Возвращаются секундные тревожные мотивы у арфы. На их фоне звучит преображённая тихая вторая побочная у струнных тремоло (раньше она всегда носила торжественный харрактер). Ускоряясь и перемещаясь в верхний регистр, она достигает кульминации и обрывается.

Впервые после экспозиции звучит как сентиментальное воспоминание вторая главная тема на пианиссимо.

Тревожные секунды, как и в разработке, приводят к репризе преображённой первой побочной.

Вместо динамической кульминации здесь к концу звучание становится прозрачным, тема переходит в верхний регистр. На фоне ми у скрипок, верхней точки закончившейся темы, звучат аккорды у медных духовых, приводящих к утверждению тональности (ля мажор).

Перед окончательными аккордами звучат как воспоминание мотив первой побочной у флейты и второй побочной у кларнетов и фаготов.

Ноты