12 миниатюр

19 ноября 2015

Тема этого цикла — «времён года». Двенадцать характерных миниатюр соответствуют двенадцати месяцам. Общая продолжительность ±20 минут.

--- Разбор пьес и ноты

1. Январь

Тихое размеренное прозрачное созерцание, ожидание; излагается в основном в скрипичном ключе. Простая ритмичная тема проводится четыре раза. Первое проведение в ми миноре, второе репризное, тема разбивается вставками нисходящих аккордов. Третье проведение экспонирует в фа минор, тема перемещается в левую руку, приводит к кульминации. Четвёртое проведение симметрично первому, но в фа миноре.

2. Февраль

Интенсивная, но мягкая пьеса, содержит два контрастных образа. Первый базируется на небольшом мотиве, излагаемым аккордовым тремоло. Мотиву отвечают аккорды арпеджио в басу или в среднем регистре. Вторая тема певучая, более продолжительная (7 тактов). После проведения второй темы возвращается первая, затем снова вторая в сокращённом виде и снова первая, образуя схему ABABA

3. Март

В Марте развивается образ, заложенный в первой пьесе. Форма — AABA. Тема и, особенно, эпизод будто замерли в ожидании «весны» (контрастного апреля и сочного мая). Октавы правой руки в конце марта — своего рода тихий предыкт к апрелю, образно пересекается с замирающей фа ноября.

4. Апрель

Материал пьесы построен на чередовании арпеджио попеременно правой и левой руками и тремоло. Форма пьесы ABCDA. В среднем эпизоде ведёт левая рука (B), затем «взрывные» вилки (C) и кульминация (D). Характер — светлый, стремительный, бурлящий.

5. Май

Первые четыре номера объединяет прохладная, сдержанная звуковая палитра. Задача мая — внести хроматику, терпкость гармоний. У пьесы трёхчастная форма. Первый раздел — спокойная мелодия арпеджированными аккордами в ля мажоре и некоторое её развитие, третий — краткая реприза. В середине же и происходит вторжение хроматических движений на фоне продолжающегося арпеджирования.

Май

6. Июнь

Самая настоящая сонатная форма в миниатюре: порывы главной темы оттеняются задумчивой побочной мелодией, связующее звено подготавливает её лирику, а заключительное — возвращает снова к главной с помощью арпеджио. В разработке доминирует главная тема, только к концу на фоне её мотива проходит побочная в увеличенном изложении. Смена динамики и взрывной характер изображают ветер (ну, и, в целом, некоторый дикий пейзаж, лес).

7. Июль

Пьеса создаёт ощущение застывшего времени. Открывает и закрывает её тема из терпких аккордов, а в средняя часть носит характер каденции на пианиссимо.

8. Август

Сочный испанский август — краткая хабанера «на одном дыхании». Её форма соответствует схеме ABCBA. В — основная тема в устойчивом фа мажоре, A — развёрнутое вступление, стремящееся разрешиться в тему; возвращается в конце. C выполняет роль разработки-кульминации.

Август

9. Сентябрь

Ветер, порыв, пожелтевшие листья — таков визуальный образ этого небольшого быстрого вальса. В нём чередуются два контрастных образа: первый образуют восходящие арпеджио и ниспадающие хроматические пассажи, а второй — замирающая мелодия на трёх нотах на выдержанных аккордах в левой руке.

Сентябрь

10. Октябрь

Самая светлая пьеса цикла в консонансно-диатоническом ми мажоре. Её темп — средний, но, благодаря выдержанным тактам в конце каждой фразы, создаётся ощущение замирания и неподвижности. Октябрь — пара минут умиротворения между контрастными ему ветреным сентябрём и грозовым ноябрём.

11. Ноябрь

Образ этой пьесы — тоска, безысходность; визуально, наверное, чёрные тучи на небе. Пьеса начинается с плотных аккордов в басу и раскатов арпеджио в среднем регистре. Тяжесть вступления распространяется дальше: трёхдольное движение держит повторяемая из такта в такт квинта фа-до в левой руке. Мелодия в правой и гармонические подголоски кружатся вокруг тональности фа-минор, немного отклоняясь в субдоминанту и доминанту с субдоминантой параллельной тональности, но всё время возвращаются к тонике. От начала до конца движение ускоряется, а выход из тонального «плена» происходит только в конце пьесы: в басу повисает субдоминанта, в верхнем регистре — тихий ответ и одинокая тоника.

Ноябрь

12. Декабрь

И вот снова возвращается ми минор — начальная тональность первой пьесы. Он контрастирует с безысходным фа минором ноября. Образно говоря, как первый снег скрывает черноту, так и последний номер призван воодушевлять слушателя после осенней части цикла. Дух пьесы вполне соответствует Пушкинскому «Мороз и солнце...» :-). Первая тема стремительная, вторая не контрастирует, а привносит ещё больше динамики. Образуется форма ABABA, где в последнее A вставлена небольшая каденция.

12 Миниатюр (2003)

Ноты